27 апреля 1988 года не стало самого таинственного автора XX века Карлоса Кастанеды. Этот латиноамериканский писатель, автор одного из популярнейших эзотерических учений современности, до сих пор провоцирует споры вокруг подлинности своих произведений и биографических фактов в научной среде.
Он нарочно рассказывал о себе противоречивые и взаимоисключающие друг друга истории в интервью, которых, кстати, за всю свою жизнь дал крайне мало, и фальсифицировал документы.
В интервью, которое он дал журналу Time в марте 1973 года, в качестве даты его рождения было указано 25 декабря 1925 года. Эта информация и стала основой для официальной версии. При этом в других, менее авторитетных, изданиях указывалось, что великий писатель-эзотерик родился в 1935 году "неподалеку от Сан-Паулу в Бразилии". По версии Time, Карлос Кастанеда родился не в Бразилии, а в Перу в городе Кахамарка. Но, так как родным его языком был не испанский, как в Перу, а португальский, то версия с Бразилией кажется более правдоподобной.
В 10 или 12 лет Карлоса Аранью отправили в интернат в Буэнос-Айрес, а после – в США, и, получив диплом о среднем образовании, он поехал в Милан, в Академию изящных искусств. Однако изобразительное искусство ему не давалось, и вскоре он вернулся в Калифорнию, где в период между 1955 и 1959 годами посещал различные курсы по литературе, журналистике и психологии. Однако журнал Time утверждал, что перуанец Кастанеда обучался живописи и скульптуре в Национальной школе изящных искусств Перу. В 1959 году поступил в Калифорнийский университет и два года занимался изучением антропологии. Но если это правда, то сегодня мы должны отмечать не 90-летие, а 80-летие со дня рождения мистика-антрополога.
Многие критики указывают на невероятность событий, описанных Кастанедой, а в уста дона Хуана он вложил цитаты из книг Витгенштейна и Льюиса Кэролла, потому как дон Хуан Кастанеды не совпадает со стереотипом индейского колдуна, а знания, которыми он делится, расходятся с представлениями академической науки о шаманской культуре индейцев.
По другой версии, в рамках антропологической практики Кастанеда хотел исследовать кактус пейот, и именно с этой целью обратился к дону Хуану, который являлся знатоком местных растений. Согласно Кастанеде в дальнейшем дон Хуан, считавший себя принадлежащим традиции магов, выбрал его в ученики исходя из специфического признака, который дон Хуан называл особенной структурой его "энергетического тела".
Существует также версия о том, что дон Хуан долго отказывался даже разговаривать с Кастанедой, но в итоге взял его в ученики в силу настойчивости Карлоса.
Осенью 1965 в связи с психологическим стрессом Кастанеда прекратил ученичество и вернулся в Лос-Анджелес, где опубликовал первую книгу "Учение дона Хуана", мгновенно сделавшую ее автора знаменитым по всему миру. В 1968 году Кастанеда вернулся в Сонору и возобновил обучение у дона Хуана, а в 1972 за книгу "Путешествие в Икстлан", в которой описаны шаманские учения и практики, он получил докторскую степень. Но его работы имели не только академически-антропологический характер, но и представляли собой образец эзотерического, мистического учения.
Считается, после того как Кастанеда стал последователем учения магов, он отказался от сексуальных связей и дружеских отношений. Все это является напрасной тратой времени и энергии, как, впрочем, любые увлечения человека и желания. Чтобы освободиться от боли нужно просто ничего не желать. Ошибочно считается, что учение Кастанеды служит пропагандой наркотиков.
Фотографий или видеозаписей с Кастанедой также практически не сохранилось: он был даже против диктофона во время интервью и публичных лекций. Кастанеда объяснял это тем, что согласно этнической эзотерике дона Хуана человек знания (то есть Воин или маг) не может позволить себе фиксацию самого себя, пусть даже в видеозаписях или фотографиях, так как суть его учения – это изменения, текучесть. Обстоятельства смерти породили лавину предположений, догадок и споров.
В 2005 году сайт "Газета.ру" опубликовал новость с подзаголовком "Восставший из могилы Карлос Кастанеда выпускает новую книгу и приезжает в Россию". Но, как оказалось, это был человек под псевдонимом Кастанеда, обладавший правами на публикацию романа "Отшельник", вышедшего в издательстве "АСТ-пресс". При этом факт, что авторство романа принадлежит настоящему Кастанеде, в итоге был опровергнут.
Кастанеда родился в 1925… или в 1931… или даже в 1935 году
О Карлосе Кастанеда до сих пор ничего доподлинно неизвестно, и, видимо, уже никогда известно не будет. Его биография стала объектом многочисленных спекуляций и противоречащих друг другу версий, потому что сам он старательно мистифицировал все факты своей жизни. Он полагал, что "чем больше окружающие знают, что вы собой представляете и что от вас следует ожидать, тем сильнее это ограничивает вашу свободу".Он нарочно рассказывал о себе противоречивые и взаимоисключающие друг друга истории в интервью, которых, кстати, за всю свою жизнь дал крайне мало, и фальсифицировал документы.
В интервью, которое он дал журналу Time в марте 1973 года, в качестве даты его рождения было указано 25 декабря 1925 года. Эта информация и стала основой для официальной версии. При этом в других, менее авторитетных, изданиях указывалось, что великий писатель-эзотерик родился в 1935 году "неподалеку от Сан-Паулу в Бразилии". По версии Time, Карлос Кастанеда родился не в Бразилии, а в Перу в городе Кахамарка. Но, так как родным его языком был не испанский, как в Перу, а португальский, то версия с Бразилией кажется более правдоподобной.
Его матери было 15
Считается, что фамилия отца Карлоса Кастанеды была Аранья, но при получении американского гражданства в 1959 году он принял фамилию матери – Кастанеда. По одной из версий, на момент рождения его матери исполнилось 15 лет, а отцу – 17.В 10 или 12 лет Карлоса Аранью отправили в интернат в Буэнос-Айрес, а после – в США, и, получив диплом о среднем образовании, он поехал в Милан, в Академию изящных искусств. Однако изобразительное искусство ему не давалось, и вскоре он вернулся в Калифорнию, где в период между 1955 и 1959 годами посещал различные курсы по литературе, журналистике и психологии. Однако журнал Time утверждал, что перуанец Кастанеда обучался живописи и скульптуре в Национальной школе изящных искусств Перу. В 1959 году поступил в Калифорнийский университет и два года занимался изучением антропологии. Но если это правда, то сегодня мы должны отмечать не 90-летие, а 80-летие со дня рождения мистика-антрополога.
"Однажды ты встретишь таинственного незнакомца…"
В 1960 году Кастанеда отправляется в путешествие по американской Аризоне и мексиканскому штату Сонора для изучения мыслительных процессов коренных американских культур. Здесь он встречает индейца из племени яки, мексиканского мага Хуана Матуса в 1960 году, и эта встреча меняет его жизнь.Многие критики указывают на невероятность событий, описанных Кастанедой, а в уста дона Хуана он вложил цитаты из книг Витгенштейна и Льюиса Кэролла, потому как дон Хуан Кастанеды не совпадает со стереотипом индейского колдуна, а знания, которыми он делится, расходятся с представлениями академической науки о шаманской культуре индейцев.
По другой версии, в рамках антропологической практики Кастанеда хотел исследовать кактус пейот, и именно с этой целью обратился к дону Хуану, который являлся знатоком местных растений. Согласно Кастанеде в дальнейшем дон Хуан, считавший себя принадлежащим традиции магов, выбрал его в ученики исходя из специфического признака, который дон Хуан называл особенной структурой его "энергетического тела".
Существует также версия о том, что дон Хуан долго отказывался даже разговаривать с Кастанедой, но в итоге взял его в ученики в силу настойчивости Карлоса.
Осенью 1965 в связи с психологическим стрессом Кастанеда прекратил ученичество и вернулся в Лос-Анджелес, где опубликовал первую книгу "Учение дона Хуана", мгновенно сделавшую ее автора знаменитым по всему миру. В 1968 году Кастанеда вернулся в Сонору и возобновил обучение у дона Хуана, а в 1972 за книгу "Путешествие в Икстлан", в которой описаны шаманские учения и практики, он получил докторскую степень. Но его работы имели не только академически-антропологический характер, но и представляли собой образец эзотерического, мистического учения.
Магия, мистика и эзотерика
Согласно книгам Кастанеды магия заключалась в умении изменять свое восприятие, изменяя степень внимания. Именно это позволяет расширить представления о мире и о жизни в целом. В зависимости от "точки сборки" энергетического тела человек может достигнуть высшего осознания энергетических полей, но для этого ему нужно вступить на путь Воина и достичь "состояния безупречности". Для этого необходимо избавиться от веры в собственное бессмертие, остановить внутренний диалог и делать "магические пассы" – особые физические упражнения. Кастанеда разработал целую систему таких упражнений – "тенсегрити".Считается, после того как Кастанеда стал последователем учения магов, он отказался от сексуальных связей и дружеских отношений. Все это является напрасной тратой времени и энергии, как, впрочем, любые увлечения человека и желания. Чтобы освободиться от боли нужно просто ничего не желать. Ошибочно считается, что учение Кастанеды служит пропагандой наркотиков.
Маргарет Раньян
После смерти Кастанеды, о которой также неизвестно ничего наверняка, в 1998 году стали активно публиковаться воспоминания людей, знавших его лично или же только утверждавших, что были с ним знакомы. Например, Маргарет Раньян, написавшая книгу "Магическое путешествие с Карлосом", утверждала, что была супругой писателя и создала мемуары. Но, как вы уже догадываетесь, сам Кастанеда при жизни заявлял, что никогда не был женат. Впоследствии выяснилось, что Маргарет и Карлос все-таки официально заключили брак, но прожили вместе всего лишь несколько месяцев.Фотографий или видеозаписей с Кастанедой также практически не сохранилось: он был даже против диктофона во время интервью и публичных лекций. Кастанеда объяснял это тем, что согласно этнической эзотерике дона Хуана человек знания (то есть Воин или маг) не может позволить себе фиксацию самого себя, пусть даже в видеозаписях или фотографиях, так как суть его учения – это изменения, текучесть. Обстоятельства смерти породили лавину предположений, догадок и споров.
Кастанеда выпускает новую книгу и приезжает в Россию
По официальной версии, он умер от рака желудка, хотя по другим источникам – от рака печени. Кастанеды не стало 27 апреля 1998 года в Лос-Анджелесе, в этот же день его тело кремировали, а пепел затем увезли в Мексику. Эта спешка с кремацией и загадочная смерть без свидетелей, также добавляет таинственности в эту историю. Некоторые почитателей Кастанеды убеждены, что он до сих пор жив, другие считают, что он воспользовался "огнем изнутри" и преобразовал свое тело, отправившись в те миры, о которых писал в своих книгах.В 2005 году сайт "Газета.ру" опубликовал новость с подзаголовком "Восставший из могилы Карлос Кастанеда выпускает новую книгу и приезжает в Россию". Но, как оказалось, это был человек под псевдонимом Кастанеда, обладавший правами на публикацию романа "Отшельник", вышедшего в издательстве "АСТ-пресс". При этом факт, что авторство романа принадлежит настоящему Кастанеде, в итоге был опровергнут.
Комментариев нет:
Отправить комментарий